Форт Ино: история, фото, как добраться

Форт Ино (Николаевский) — остатки военных укреплений на полуострове Инониеми близ деревни Ино (сейчас Приветненское) Выборгского района Ленинградской области. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Самый мощный российский форт с самой короткой историей. 

Содержание

  1. История
  2. Интересные факты
  3. Что посмотреть
  4. Как добраться

История

На момент начала строительства форта деревня Ино была одной из самых крупных деревень входившего тогда в состав России Великого княжества Финляндского. Здесь были дачи многих известных людей: например, академика Бехтерева и живописца Серова. Позднее эти дома оказались на территории форта. Форт Ино начали строить в 1909 году одновременно с фортом Алексеевский у деревни Красная Горка для защиты от возможного нападения с воды Германской империи. Оба фортификационных сооружения являлись частью комплекса оборонительных сооружений Морская крепость императора Петра Великого.

Форт Ино

При возведении укреплений использовались самые передовые достижения фортификационного дела начала 20 века. В Ино прослеживаются черты так называемого «русского форта» — прогрессивной концепции авторства русского инженера К.И. Величко. Форт Ино представлял собой мощнейший комплекс сооружений: ров, оборонительный вал, 3х-метровый бетонный бруствер, бетонные опорные пункты.

Вооружение первоначально состояло из 6 батарей с 152, 254 и 279 мм орудиями. Территория с их помощью простреливалась на расстояние до 18 км. Позднее к ним добавились еще 2 батареи с более мощным вооружением. Одна из батарей — башенного типа с казематами, погребами и даже подземной железной дорогой, по которой подвозили снаряды. Внутри форта были и жилые отапливаемые помещения для личного состава. Это был автономный, отлично защищенный мини-город, способный держать круговую оборону.

Трагическим для Ино стал 1918 год, когда его атаковали финские солдаты. Оборонять форт до конца не стали по политическим причинам и просто взорвали орудия перед уходом из него. По Тартускому мирному договору финны должны были уничтожить абсолютно все вооружение форта, тем не менее, позднее часть орудий Ино были использованы в составе других финских оборонительных сооружений. Во времена СССР на территории форта вновь была установлена батарея, но демонтирована уже в 60-е. Позднее здесь находилась воинская часть и научно-исследовательский институт Министерства Обороны. 

Интересные факты

  • Форт Ино — первое береговое фортификационное сооружение, в обороне которого использовались 305-мм орудия.
  • Существует легенда о том, что в катакомбах форта спрятано царское золото. Говорят, что в 1918 году его привезли сюда по подземной железной дороге.
  • До середины 80-х Ино был закрытым режимным объектом. Там находился секретный полигон. По рассказам местных, в нем проводились опыты на животных по выявлению воздействия на живые существа жесткой радиации. По их же словам, трупы хоронили в лесу неподалеку. Тем не менее, специалисты Министерства обороны не раз заявляли, что радиационный фон в окрестностях форта не превышает нормы.
  • До сих пор существует опасность взрыва снарядов, которые могли остаться под землей. В 2017 году несколько таких снарядов в вентиляционном колодце случайно нашли школьники. Орудия были уничтожены направленным взрывом. 

Что посмотреть сейчас

Сейчас территория форта сильно заросла лесом, многое искорежено взрывом. Но и после стольких лет запустения здесь есть, что посмотреть. Отлично сохранились очертания оборонительных валов, отчетливо прослеживаются глубокие рвы. Можно зайти в частично разрушенные убежища опорных пунктов. Здесь нужно передвигаться осторожно, потому что кое-где на арматуре висят куски бетона.

Подземные воды внесли свою лепту в «украшение» подземелий: местами на потолке выросли сталактиты. Бетонированные траншеи форта и сейчас выглядят внушительно. Через каждые несколько десятков метров в них ведут каменные ступени. Из батарей лучше всего сохранилась самая мощная, башенная. Это бетонное сооружение длиной около 200 м. Также частично уцелела железнодорожная эстакада и командный пункт.

Форт Ино, эстакада

«Изюминка» для посетителей форта — подземный тоннель. Его сложно найти зимой (засыпан снегом) и летом (из-за зелени), идеальное время для поисков — поздняя осень. Этот подземный коридор соединял сухопутные траншеи с башенной батареей. На толстых бетонных стенах и сейчас нет трещин. Примерно через 100 м тоннель упирается в завал. Иногда здесь можно увидеть летучих мышей.

Посещать форт (особенно если вы хотите побродить по казематам) лучше в немаркой удобной одежде и обуви, фонарь тоже лишним не будет. А с высотных укреплений форта открывается отличный вид на Финский залив.

Форт Ино, вид снаружи

Как добраться

Координаты: 60°09′40″ с. ш. 29°24′30″ в. д.(60.161111, 29.408333)

Добраться до Форта Ино из Санкт-Петербурга можно как на автомобиле, так и на общественном транспорте.

На машине

Через ЗСД или в объезд нее нужно выехать на Приморское шоссе, далее следовать по нему до Приветнинского. Там слева от дороги будет бывший КПП воинской части, который сейчас не действует: осталась только ограда и ворота. Через ворота въезжайте на территорию и на ближайшем перекрестке поверните налево.

Время в пути из северных районов Санкт-Петербурга — около часа.

На поезде

Сейчас есть только одна прямая электричка, которая делает остановку на станции Приветненское. Она отправляется с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга в сторону Выборга ежедневно в 18:39 и прибывает в Приветненское через 1,5 ч.

Билет стоит 139 рублей. Для пенсионеров и других льготных категорий петербуржцев проезд бесплатный.

Можно добраться до этой станции с пересадкой, через Зеленогорск. Например, если сесть на электричку до Зеленогорска в 7:55, то уже через полчаса вы будете в Зеленогорске, откуда в 8:40 можно пересесть на поезд в сторону Выборга и в 9:03 оказаться в Приветненском.

Общее время в пути — чуть больше часа, стоимость 121+41=162 рубля.

От станции Приветненское придется пройти пешком до форта около 2 км.

На автобусе

Также в 2 этапа: сначала до Зеленогорска на одном из многочисленных автобусов 211, К400, К305, К680, 809, 827, 830;

затем — до остановки «19 км» на автобусах 213 или 420.

Общее время в пути — около 2 часов.

Далее пешком вдоль забора мимо таблички «Вход запрещен».