Форт Ино: история, фото, как добраться
Форт Ино (Николаевский) — остатки военных укреплений на полуострове Инониеми близ деревни Ино (сейчас Приветненское) Выборгского района Ленинградской области. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Самый мощный российский форт с самой короткой историей.
Содержание
История
На момент начала строительства форта деревня Ино была одной из самых крупных деревень входившего тогда в состав России Великого княжества Финляндского. Здесь были дачи многих известных людей: например, академика Бехтерева и живописца Серова. Позднее эти дома оказались на территории форта. Форт Ино начали строить в 1909 году одновременно с фортом Алексеевский у деревни Красная Горка для защиты от возможного нападения с воды Германской империи. Оба фортификационных сооружения являлись частью комплекса оборонительных сооружений Морская крепость императора Петра Великого.
При возведении укреплений использовались самые передовые достижения фортификационного дела начала 20 века. В Ино прослеживаются черты так называемого «русского форта» — прогрессивной концепции авторства русского инженера К.И. Величко. Форт Ино представлял собой мощнейший комплекс сооружений: ров, оборонительный вал, 3х-метровый бетонный бруствер, бетонные опорные пункты.
Вооружение первоначально состояло из 6 батарей с 152, 254 и 279 мм орудиями. Территория с их помощью простреливалась на расстояние до 18 км. Позднее к ним добавились еще 2 батареи с более мощным вооружением. Одна из батарей — башенного типа с казематами, погребами и даже подземной железной дорогой, по которой подвозили снаряды. Внутри форта были и жилые отапливаемые помещения для личного состава. Это был автономный, отлично защищенный мини-город, способный держать круговую оборону.
Трагическим для Ино стал 1918 год, когда его атаковали финские солдаты. Оборонять форт до конца не стали по политическим причинам и просто взорвали орудия перед уходом из него. По Тартускому мирному договору финны должны были уничтожить абсолютно все вооружение форта, тем не менее, позднее часть орудий Ино были использованы в составе других финских оборонительных сооружений. Во времена СССР на территории форта вновь была установлена батарея, но демонтирована уже в 60-е. Позднее здесь находилась воинская часть и научно-исследовательский институт Министерства Обороны.
Интересные факты
- Форт Ино — первое береговое фортификационное сооружение, в обороне которого использовались 305-мм орудия.
- Существует легенда о том, что в катакомбах форта спрятано царское золото. Говорят, что в 1918 году его привезли сюда по подземной железной дороге.
- До середины 80-х Ино был закрытым режимным объектом. Там находился секретный полигон. По рассказам местных, в нем проводились опыты на животных по выявлению воздействия на живые существа жесткой радиации. По их же словам, трупы хоронили в лесу неподалеку. Тем не менее, специалисты Министерства обороны не раз заявляли, что радиационный фон в окрестностях форта не превышает нормы.
- До сих пор существует опасность взрыва снарядов, которые могли остаться под землей. В 2017 году несколько таких снарядов в вентиляционном колодце случайно нашли школьники. Орудия были уничтожены направленным взрывом.
Что посмотреть сейчас
Сейчас территория форта сильно заросла лесом, многое искорежено взрывом. Но и после стольких лет запустения здесь есть, что посмотреть. Отлично сохранились очертания оборонительных валов, отчетливо прослеживаются глубокие рвы. Можно зайти в частично разрушенные убежища опорных пунктов. Здесь нужно передвигаться осторожно, потому что кое-где на арматуре висят куски бетона.
Подземные воды внесли свою лепту в «украшение» подземелий: местами на потолке выросли сталактиты. Бетонированные траншеи форта и сейчас выглядят внушительно. Через каждые несколько десятков метров в них ведут каменные ступени. Из батарей лучше всего сохранилась самая мощная, башенная. Это бетонное сооружение длиной около 200 м. Также частично уцелела железнодорожная эстакада и командный пункт.
«Изюминка» для посетителей форта — подземный тоннель. Его сложно найти зимой (засыпан снегом) и летом (из-за зелени), идеальное время для поисков — поздняя осень. Этот подземный коридор соединял сухопутные траншеи с башенной батареей. На толстых бетонных стенах и сейчас нет трещин. Примерно через 100 м тоннель упирается в завал. Иногда здесь можно увидеть летучих мышей.
Посещать форт (особенно если вы хотите побродить по казематам) лучше в немаркой удобной одежде и обуви, фонарь тоже лишним не будет. А с высотных укреплений форта открывается отличный вид на Финский залив.
Как добраться
Координаты: 60°09′40″ с. ш. 29°24′30″ в. д.(60.161111, 29.408333)
Добраться до Форта Ино из Санкт-Петербурга можно как на автомобиле, так и на общественном транспорте.
На машине
Через ЗСД или в объезд нее нужно выехать на Приморское шоссе, далее следовать по нему до Приветнинского. Там слева от дороги будет бывший КПП воинской части, который сейчас не действует: осталась только ограда и ворота. Через ворота въезжайте на территорию и на ближайшем перекрестке поверните налево.
Время в пути из северных районов Санкт-Петербурга — около часа.
На поезде
Сейчас есть только одна прямая электричка, которая делает остановку на станции Приветненское. Она отправляется с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга в сторону Выборга ежедневно в 18:39 и прибывает в Приветненское через 1,5 ч.
Билет стоит 139 рублей. Для пенсионеров и других льготных категорий петербуржцев проезд бесплатный.
Можно добраться до этой станции с пересадкой, через Зеленогорск. Например, если сесть на электричку до Зеленогорска в 7:55, то уже через полчаса вы будете в Зеленогорске, откуда в 8:40 можно пересесть на поезд в сторону Выборга и в 9:03 оказаться в Приветненском.
Общее время в пути — чуть больше часа, стоимость 121+41=162 рубля.
От станции Приветненское придется пройти пешком до форта около 2 км.
На автобусе
Также в 2 этапа: сначала до Зеленогорска на одном из многочисленных автобусов 211, К400, К305, К680, 809, 827, 830;
затем — до остановки «19 км» на автобусах 213 или 420.
Общее время в пути — около 2 часов.
Далее пешком вдоль забора мимо таблички «Вход запрещен».