Фондовая площадка списанных поездов «Пионерский парк»

Многие слышали о Центральном музее железнодорожного транспорта России в Санкт-Петербурге, но мало кто знает о его филиале — фондовой площадке списанных поездов «Пионерский парк» в поселке Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области Совершенно незаслуженно этот небольшой музей обходят вниманием, и если вы или ваши дети любите поезда не меньше Шелдона из «Теории Большого взрыва», то вам обязательно стоит здесь побывать.

Немного истории

Фондовые площадки (фонды) музеев — это, по определению, закрытые для посетителей территории. Так было и с этой площадкой: долгое время попасть сюда человеку «с улицы» было практически невозможно. Ситуация изменилась совсем недавно, но и сейчас случайно в музей не попасть: нужно покупать путевку в Центральном музее в Санкт-Петербурга или же заранее записываться на групповую экскурсию в группе музея во ВКонтакте, причем экскурсии проводятся только с весны по осень, т.к. это музей под открытым небом, и длительную экскурсию при плохой погоде выдержать было бы сложно.

Изначально фондовая площадка располагалась в Зеленогорске — сюда перевозили отслуживший свой срок, списанный транспорт. Затем технику переместили в Лебяжье, что сыграло важную роль во время Второй мировой войны. Дело в том, что по расположенным здесь железнодорожным путям передвигались бронепоезда и артиллерийские платформы, оборонявшие Ленинград в составе Ораниенбаумского плацдарма. Такое скопление техники на этой территории привело к уникальному явлению — плацдарм просуществовал 3 года.

Фортификационные сооружения, мощная артиллерия, бронепоезда и авиация — вместе они не подпустили противника, не позволили сдвинуться ни на метр, закрыли собой Кронштадт и защитили Ленинград. История в этих местах в буквальном смысле находится под ногами: существующий уже много лет по соседству народный музей «Форт Красная горка» соединен с фондовой площадкой «Пионерский парк» заброшенной железной дорогой, и вместе они могли бы составить уникальный историко-технический мемориальный комплекс. Однако Ижорская крепостная железная дорога — ее фрагмент 6,5 км с платформой, железнодорожной станцией Краснофлотск оказался бесхозным и брошенным Октябрьской железной дорогой.

Что посмотреть сейчас

Сейчас на фондовой площадке в Лебяжье сконцентрировалось более 50 единиц техники: это паровозы, тепловозы, электровозы, произведенные в течение всех 3 «эпох» России 20 века: дореволюционный период, советский период, период после 1991 года. Самый старый экспонат — это локомотив серии Э производства Луганского завода, он был собран в 1913 году. Здесь есть и свой Железный Феликс — паровоз серии ФД, что расшифровывается как Феликс Дзержинский, на железной дороге его ласково называли «Федя» или «Федюк» — паровоз, конечно, не Феликса.

Есть на выставке и представитель династии заката паровозов — локомотив серии П36-249, прозванный Генералом из-за характерного рисунка по бокам, напоминающего лампасы. Коллекция продолжает пополняться: уже после того, как площадку открыли для посетителей, на ней появились новые «жители»: это путевая машина (сруг-снегоочиститель) СС-1, созданная в послевоенные годы, а также тепловоз М-62, или Машка, как его прозвали «свои».

Как говорят сами работники музея, техника здесь «неприглядная, непричесанная» — она именно в таком состоянии, каком была, когда еще курсировала по рельсам, а не пряталась в лесах Ломоносовского района. Некоторые поезда попадали под обстрелы и бомбежки во время войны, это трудовые лошадки. При этом часть техники отремонтирована, и локомотивы готовы в случае необходимости вернуться в строй. Главным экскурсоводом здесь работает бывший машинист — это человек, который не только отлично знает свое дело, но и искренне увлечен историей создания подвижного создания разных эпох и, главное, может об этом всем интересно рассказать.

В течение почти 2х-часовой экскурсии, вы узнаете, к примеру, что означают буквы в маркировке тепловозов, а также, как определить тип паровоза по его цвету. А еще услышите «личные» истории некоторых экспонатов (например, здесь есть локомотивы, которые спасли от переплавки сами сотрудники музея) и даже сможете зайти в паровоз начальника железной дороги. Собираясь на экскурсию, наденьте удобную обувь — грунт песчаный, и, конечно же, одевайтесь по погоде: площадка открытая, а экскурсия довольно длительная. Поэтому, кстати, организаторы не рекомендуют брать сюда маленьких детей (младше 6 лет) — им будет непросто все это выдержать.

Как добраться

Добраться до «Приморского парка» из Санкт-Петербурга можно на личном автомобиле или воспользоваться общественным транспортом.

Координаты: 59.953224, 29.399258

На машине

  • Организаторы не рекомендуют ехать сюда на машине с низкой посадкой, т.к. часть маршрута пролегает по грунтовой дороге.
  • С КАД съезжайте на Краснофлотское шоссе (съезд в сторону Соснового Бора), далее, в поселке Лебяжье следуйте по улице Приморской, сверните налево на ул. Степаняна, проезжайте мимо военной части и поверните направо за ж/д переездом. Потом поверните направо за часовней, следуйте прямо на следующем перекрестке и далее, на развилке — налево, к воротам музея.
  • Время в пути: около часа.

На поезде

  • Электрички до станции Лебяжье отправляются с Балтийского вокзала Санкт-Петербурга, подходящее направление — в сторону Калище. Дорога займет от часа с небольшим (на «Ласточке») до полутора часов.
  • От станции нужно будет пройти пешком около километра: перейдите железнодорожные пути и поверните направо на грунтовку, минут через 10-15 увидите часовню, на развилке за ней сверните направо и далее — аналогично маршруту для автомобиля.
  • Площадка открыта для посетителей с весны по осень.

Видео